Города ждут инвестиций

Если посмотреть на компании-«звезды», которые показывают огромную (свыше 50%) рентабельность к выручке и такую же большую (тоже более 50%) рентабельность к вложениям, то большинство их относится к логистической и транспортной инфраструктуре. Это, например, порты Усть-Луга и Новороссийский, аэропорт Шереметьево, Московский и Санкт-Петербургский водоканалы. Отчасти такие аномалии можно объяснить тем, что государство несет основные расходы на создание инфраструктуры этих объектов- затраты на взлетные полосы, причальные стенки. Но величина рентабельности говорит о дефиците такой инфраструктуры о том, что вложения в нее крайне интересны.

Для любого бизнесмена проект, приносящий четыре рубля прибыли из пяти рублей выручки, будет интересным – очевидно, что это рентабельность монополии. Рентабельность выручки крупнейшей мировой технологической монополии Google – 65%, у Facebook – 85%. Мечта любого бизнесмена (поменьше вкладывать и побольше получать) здесь реализована в полной мере. В таких маржинальных видах бизнеса заинтересовано и государство – это очевидные точки роста для всей экономики.

Оставим за скобками российские «Яндекс» и Mail.ru (они тоже присутствуют в нашем рейтинге), но поговорим об аналогичном по рентабельности бизнесе. Например, водоканалы мегаполисов показывают, что могут быть высокоэффективным бизнесом; и то, что в эту сферу идут инвестиции в других городах, помимо Москвы, говорит лишь о том, что там сектор неправильно отрегулирован. Государство может отказаться от прямых дотаций, заменив их косвенными: на первое время освободить от уплаты налога на имущество, от налога на прибыль, от НДС, как это было сделано с авиа- и железнодорожными перевозками. Главное – дать рентабельность по EBITDA к выручке свыше 30%. Этим создается интерес со стороны капитала.

Другой пример: в сетевое строительство было инвестировано более триллиона рублей за последние пять лет. В объекты электрогенерации – еще около полутора миллионов. Но дальше энергетики деньги в «коммуналку» не идут. Например, «Т-Плюс» - компания, которая поставляет тепло в 13 регионах страны, совокупно вложила 56 млрд рублей за пятилетку; «Квадра» работает в десяти регионах, ее вложения – 25 млрд рублей за пять лет, по 500 млн рублей в год на регион. Аведь это крупнейшие операторы теплового рынка, и их инвестиции должны быть на порядок больше – коммунальный сектор в стране требует до десяти триллионов рублей на модернизацию всей цепочки от батареи и крана до котла и водозабора. Причем очевидно, что после завершения инвестиционного цикла этот бизнес может стать звездным – высокомаржинальным как по выручке, так и по рентабельности активов.

Кстати, Москва, Санкт-Петербург и Казань уже осознали выгодность инвестиций в инфраструктуру, и огромную долю вложений в капитальное строительство осуществляют городские компании. Так, в двух крупнейших агломерациях на инфраструктурное строительство за пятилетку потрачено около триллиона рублей, что примерно соответствует одному проценту ВВП страны. Понятно, что масштабы инвестиций несопоставимы с нефтегазовым сектором, но в сумме на пятилетнем горизонте цифры внушительные. Так, Московский метрополитен на капстроительство потратил 240 млрд рублей – и это самая масштабная инфраструктурная стройка в стране, сопоставимая с расходами на строительство Крымского моста (227 млрд руб). МОЭСК вложила в развитие 165 млрд рублей, «Мосэнерго» и «Мосводоканал» - по 90 млрд рублей. Такие же суммы потратили «Уралкалий» и АвтоВАЗ – вполне крупные, в том числе градообразующие бизнесы.

Источник: журнал «Эксперт» №42

Вход на сайт

Логин

Пароль

Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Вход на сайт

Логин

Пароль

Забыли пароль?
Зарегистрироваться


Оставьте отзыв о портале.



Напишите, что Вам не понравилось в объявлении или пользователе.